материалы к уроку литературы


Урок литературы "Мотив одиночества и тоски в стихотворениях М.Ю. Лермонтова "Тучи", "Утес". 6-й класс 

Цель урока: Вызвать у учащихся интерес к творчеству М.Ю. Лермонтова, к поэзии, формировать умение понимать, анализировать, интерпретировать поэтический текст, развивать способность к ассоциативному мышлению, воспитывать эстетический вкус.
Оборудование: аудиозапись из фонохрестоматии к учебнику для 6 класса, презентация к уроку.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
Проверка домашнего задания
Беседа о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова
Учащиеся работали дома над статьей учебника и формулировали вопросы для одноклассников.
- Какие события в жизни поэта стали предметом глубоких и напряженных размышлений? (Семейная драма – ответ учеников)
Рассказ о двух ссылках поэта (индивидуальное задание)
Примерная информация для ответа.
Первый раз Лермонтов был сослан в 1837 году за стихотворение “Смерть поэта”, посвященное трагической гибели А.С.Пушкина на дуэли. Когда стихотворение дошло до царя, он наложил на нем такую резолюцию: "Приятные стихи, нечего сказать... Я велел старшему медику гвардейского корпуса посетить этого господина и удостовериться, не помешан ли он; а затем мы поступим с ним согласно закону".
Поэт был арестован, а затем переведен в Нижегородский драгунский полк на Кавказ, где шла война с горцами.
В январе 1838 года Лермонтов после года службы на Кавказе возвращается в Петербург.
В феврале 1840 года Лермонтов стрелялся на дуэли с сыном французского посланника Баранта. Барант промахнулся, а Лермонтов выстрелил в воздух. О дуэли узнал царь, и Лермонтова арестовали. Царским решением Лермонтов был переведён в Тенгинский пехотный полк, который тогда воевал с горцами на Кавказе. Начиная с июля 1840 года и кончая глубокой осенью Лермонтов почти непрерывно участвовал в боях.
Беседа о лирике М.Ю. Лермонтова
Творчество любого художника (поэта, писателя) всегда связано с его жизнью, личностью, мироощущением. М. Ю. Лермонтов жил и творил в годы жесточайшей политической реакции, наступившей в России после разгрома восстания декабристов. Потеря матери в раннем возрасте и сама личность поэта сопутствовали обострению в его сознании ощущения трагического несовершенства мира.  На протяжении всей своей короткой, но плодотворной жизни он был одинок.
- Как вы думаете, почему поэт 19 века Д.С.Мережковский назвал Лермонтова “ночным светилом” русской поэзии? Как вы понимаете эту метафору?
- У поэта 20 века А.А.Вознесенского есть такие строки:
Стихи не пишутся - случаются,
Как чувства или же закат.
Душа - слепая соучастница.
Не написал - случилось так.
- Согласны ли вы с тем, что стихи “случаются”?
- Случались ли у вас стихи?
- В какие моменты жизни вам хотелось выразить чувства в стихах?
- Расскажите, как “случилось” у М.Ю.Лермонтова стихотворение “Тучи”?
(Ученики рассказывают об истории создания стихотворения “Тучи” по материалам статьи учебника)
В центре лирического произведения (целесообразно вспомнить роды литературы) лирический герой. Именно его мысли, чувства и переживания звучат в стихотворении. Лирический герой Лермонтова - это гордая одинокая личность, противопоставленная миру и обществу.
    Одиночество - центральная тема его поэзии. Лирический герой не находит себе пристанища ни в светском обществе, ни в любви и дружбе, ни в Отчизне. Прочитаем его стихотворения и попробуем проникнуться настроением лирического героя.
Учитель читает стихотворение “Тучи” (или прослушивание аудиозаписи)
Анализ стихотворения “Тучи”
- Рассмотрим поэтические образы стихотворения. Обратимся к названию.
- Какие слова ассоциации у вас возникают, когда вы слышите это слово? (дождь, темно, пасмурно, грустно, тоскливо)
- Подберите определения к слову “тучи” (темные, свинцовые, тяжелые, серые, унылые)
- Какое настроение возникает у читателя?
- О чем это стихотворение?
- Прочитаем начало стихотворения:
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
- Подберите прилагательные к слову “тучки” (легкие, воздушные, быстрые, светлые, пушистые, веселые...)
- Какие слова-ассоциации можно подобрать к этому слову? (небо, лето, солнце, радуга...)
- Это обращение создает совершенно другое настроение. Какое? (беззаботное, легкое, игривое...)
- Но почему-то такого настроения не возникает. Как называет тучки поэт? (вечные странники).
- Кто такой странник? (тот, у кого нет дома, кто бесприютен, одинок)
В стихотворении слово “странники” приобретает особенную пронзительность, потому что усиливается сравнением: “Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники...”; поэт, как и тучки, вынужден расстаться с родной стороной, с “милым севером”.
- Почему поэт должен расстаться с родиной? Какие риторические вопросы объясняют причины изгнания? А какая причина самая горькая? (Друзей клевета ядовитая). Почему? (настоящие друзья не предают) Значит, друзей у него нет, он одинок, гоним.
- Перечитайте третье четверостишие и подумайте, с каким чувством смотрит поэт на убегающие тучи. Он завидует тучкам? Жалеет их? Сочувствует им?
Ответ дается в третьей строфе, где отвергается возникшее вначале сравнение “будто как я же, изгнанники”. Она начинается прямым отрицанием: “Нет...” Их никто не гонит. Тучи свободны от всего, в том числе и от людских страстей и страданий,  они - “вечно холодные” не может им быть изгнания. А человек же, обладающий живой горячей душой, оказывается лишенным свободы и телесной, и душевной.
- Какие художественные средства помогают поэту передать чувство тоски, одиночества?
-Тучки – странники (олицетворение), степью лазурною, цепью жемчужною (метафоры, эпитеты), с милого севера в сторону южную - эпитет (родной город на севере), нивы бесплодные, вечно холодные, вечно свободные (метафорические эпитеты)
В результате беседы учащиеся приходят к выводу:
Мотив одиночества в стихотворении воплощен с помощью приема олицетворения: мысли о человеке, его чувствах скрыты за образами природных явлений.
В судьбе тучек и в судьбе поэта лишь видимое сходство, у них больше различий, чем сходства. У туч нет родины, поэтому нет и изгнания, а поэт живет в человеческом обществе, у него есть родина, и ему жаль расставаться с ней. Мир людей и мир природы несовместимы. Отсюда печальный и светлый тон стихотворения.
Анализ стихотворения “Утес”
Обратимся к еще одному стихотворению М.Ю.Лермонтова, написанному в 1841 году. Это стихотворение высоко ценили критик В.Г. Белинский и писатель М. Горький, его иллюстрировали русские художники, многие композиторы положили его на музыку. Послушайте его в исполнении актера (Прослушивание аудиозаписи)
Беседа.
- О чем это стихотворение? Назовите двух героев (утес и тучка)
- Речь идет о природных явлениях? (нет, о душах и судьбах человеческих)
В стихотворении два образа, которые символизируют непрочность человеческих отношений. Давайте составим лексические цепочки к каждому образу и подберем ассоциации к ним (в результате работы создается таблица)
Тучка
Лексическая цепочка с указанием изобразительных средств
  • Тучка (уменьш. суффикс)
  • Золотая (эпитет)
  • Умчалась (олицетворение)
  • Весело (эпитет)
  • Играя (олицетворение)
  • По лазури (метафора)
Ассоциации
  • Легкая, подвижная, легкомысленная,
  • Молодость, беззаботность,
  • Чистое небо, радость, солнце
  • Утес
Лексическая цепочка с указанием выразительных средств
  • утёс-великан (эпитет)
  • влажный след (эпитет)
  • морщина (олицетв.)
  • старый (эпитет)
  • одиноко (эпитет)
  • задумался (олицетв.)
  • плачет (олицетв.)
Ассоциации
  • тяжёлый,
  • неподвижный
  • несчастный
  • старость, разлука
  • одиночество
  • слезы
- Докажите, что образ тучки в первой строфе привлекателен (это ощущение намеренно создаётся автором с помощью определённых изобразительных средств, главным образом, эпитетов), светлая, "радостная" цветовая гамма: "золотая", "по лазури".
Образ "утра" ассоциативно соотносится с образом солнца: это его лучи "золотят" тучку на фоне яркой "лазури" неба. "Утро" - это ещё и "молодость", "утро жизни" - такая ассоциация поддерживается и сочетанием "весело играя", и стремительным "умчалась".
Вся строфа как бы пронизана этими солнечными лучами, ощущением молодости, радости и лёгкости земного бытия, и ассоциации, ею вызываемые, такие же радостные и "лёгкие".
Образ "утёса-великана пока противостоит лишь уменьшительно-ласковому "тучка" и никаких отрицательных эмоций не вызывает.
Однако вторая строфа, начинающаяся противительным союзом "но", как раз и вводит тот самый - противоположный - эмоциональный полюс, который определяет трагическое звучание стиха. "Утёс-великан", казавшийся нам молодым и счастливым от близости юной "тучки", оказался "старым", с "морщинами", а главное - одиноким! Видимо, ещё более одиноким, чем был до случайной встречи с "тучкой".
Словосочетание "влажный след", вызывающее прямую ассоциацию "тучка - дождь - влага...", в соотнесении с "морщиной" рождает иную, более сложную и печальную ассоциацию: "слеза - старость - одиночество - горе".
- В чем же главный смысл стихотворения? (Одиночество)
Ассоциацию полного, безнадёжного одиночества вызывают слова "и тихонько плачет он в пустыне".
- Почему "тихонько"?
- Да потому, что всё равно никто не услышит. И ещё потому, что настоящее горе - негромко...
- А как мы теперь относимся к "тучке"?
- Всё так же любуемся ею, радуемся её радости, может быть, даже завидуем её абсолютной свободе?
- А какие чувства испытываем к утесу?
- Жалость, сочувствие.
- Пустыня мира и одиночество в ней человека - вот подлинный, философский смысл стихотворения.
Вывод
Сегодня на уроке мы продолжили знакомство с творчеством М.Ю Лермонтова, узнали, какие обстоятельства жизни повлияли на настроение поэта, обусловили его трагическое мироощущение. А самое главное, получили первое представление об анализе стихотворения, вместе проанализировали два стихотворения М.Ю. Лермонтова, научились за стихотворными строками угадывать настроение поэта, его чувства и переживания. Попробуйте дома разобрать хорошо знакомое вам стихотворение “На севере диком” по плану, записанному на доске.
Домашнее задание
  1. Проанализировать стихотворение М.Ю.Лермонтова “На севере диком” по плану:
  2. Выявить ключевые образы.
  3. Выписать лексические цепочки, соотносимые с каждым из этих ключевых образов.
  4. Дать истолкование стихотворения (объяснить, как вы понимаете его содержание).
  5. Выстроить возможные ассоциативные ряды, уводящие в глубину содержания.
  6. Выявить, какие изобразительные средства способствуют созданию и расширению значения ключевых образов
  7. Сделать вывод.

Творческая история создания «Тараса Бульбы»

Тарас Бульба» имеет большую и сложную творческую историю. Он был впервые напечатан в 1835 году в сборнике «Миргород». В 1842 году во втором томе своих «Сочинений» Гоголь поместил «Тараса Бульбу» в новой, коренным образом переделанной редакции. Работа над этим произведением продолжалась с перерывами девять лет: с 1833-го года до 1842. Между первой и второй редакциями «Тараса Бульбы» был написан ряд промежуточных редакций некоторых глав. Написав и даже напечатав свое произведение, Гоголь никогда не считал свою работу над ним законченной, продолжал неутомимо совершенствовать его. Вот почему произведения этого писателя имеют такое множество редакций.
«Миргородская» редакция «Тараса Бульбы» представляла собой во многом еще незрелое произведение. Схематически очерченные образы, как бы нарочито не развернутые конфликты, стилистическая недовершенность — все это нуждалось в существенной доработке.
Интерес Гоголя к украинской истории после 1835 года нисколько не ослабевал, а порой даже приобретал особую остроту, как это было, например, в 1839 году.
«Малороссийские песни со мною,— сообщает он историку Погодину в середине августа этого года из Мариенбада.— Запасаюсь и тщусь сколько возможно надышаться стариной». Гоголь в это время размышляет об Украине, ее истории, ее людях, и новые творческие замыслы будоражат его сознание. В конце августа того же года он пишет критику Шевыреву: «Передо мною выясниваются и проходят поэтическим строем времена казачества и, если я ничего не сделаю из этого, то я буду большой дурак. Малороссийские ли песни, которые теперь у меня под рукою, навеяли их или на душу мою нашло само собою ясновидение прошедшего, только я чую много того, что ныне редко случается. Благослови!»
Усилившийся осенью 1839 года интерес Гоголя к истории и к фольклору был связан с задуманной им драмой из украинской истории «Выбритый ус», а также с работой над второй редакцией «Тараса Бульбы». Пришлось снова обратиться к написанным в различное время черновым наброскам новой редакции, заново многое переосмысливать, устранять некоторые, случайно вкравшиеся противоречия и т. д. Интенсивная работа продолжалась в течение трех лет: с осени 1839 года до лета 1842 года.
Вторая редакция «Тараса Бульбы» создавалась одновременно с работой Гоголя над первым томом «Мертвых душ», то есть в период наибольшей идейно-художественной зрелости писателя. Эта редакция стала глубже по своей идее, своему демократическому пафосу, совершеннее в художественном отношении.
Чрезвычайно характерна эволюция, которую претерпела повесть. Во второй редакции она значительно расширилась в своем объеме. Вместо девяти глав в первой редакции — двенадцать глав во второй. Появились новые персонажи, конфликты, ситуации. Существенно обогатился историко-бытовой фон повести, были введены новые подробности в описании Сечи, сражений, заново написана сцена выборов кошевого, намного расширена картина осады Дубно и т. п.
Самое же главное в другом. В первой, «миргородской» редакции «Тараса Бульбы» движение украинского казачества против польской шляхты еще не было осмыслено в масштабе общенародной освободительной борьбы. Именно это обстоятельство побудило Гоголя к коренной переработке всего произведения. В то время как в «миргородской» редакции «многие струны исторической жизни Малороссии» остались, по словам Белинского, «нетронутыми», в новой редакции автор исчерпал «всю жизнь исторической Малороссии». Ярче и полнее раскрывается здесь тема народно-освободительного движения, и повесть в еще большей мере приобретает характернародно-героической эпопеи.
С подлинно эпическим размахом написаны во второй редакции батальные сцены.
Вышколенному, но разобщенному воинству польской шляхты, в котором каждый отвечает только за себя, Гоголь противопоставляет сомкнутый, железный, проникнутый единым порывом   строй   запорожцев.   Внимание   писателя почти не фиксируется на том, как сражается тот или иной казак. Гоголь неизменно подчеркивает слитность, общность, мощь всей Запорожской рати. Вспомним эпизод из первой редакции, когда казаки «под свист пуль» несутся «вдохновенно» на врага: «...без всякого теоретического понятия о регулярности, они шли с изумительной регулярностью, как будто бы происходившею от того, что сердца их и страсти били в один такт единством всеобщей мысли. Ни один не отделялся; нигде не разрывалась эта масса». «То было зрелище,— продолжает Гоголь,— которое могло быть достойно передано лишь кистью живописца. Французский инженер, воевавший на стороне врагов Сечи, бросил фитиль, которым готовился зажигать пушки, и, забывшись, стал бить в ладони и кричать: «браво, месье запороги!»
Этот яркий, но несколько театральный эпизод претерпел затем существенную эволюцию. Он развертывается здесь в большую батальную картину, эпическую по своей широте.
Подвергается серьезной переработке образ Тараса Бульбы: он становится социально более выразительным и психологически цельным. Если в «миргородской» редакции он перессорился со своими товарищами из-за неравного дележа добычи — деталь, явно противоречившая героическому характеру Тараса Бульбы,— то в окончательном тексте повести он «перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их хо-лопьями польских панов». Подобное усиление идейного акцента мы находим и в ряде других случаев. Из «охотника до набегов и бунтов» Тарас превращается в «законного» защитника угнетенного народа. Усиливается патриотическое звучание образа. Именно во второй редакции Тарас произносит свою знаменитую речь о том, «что такое есть наше товарищество».



Тарас Бульба. История создания



Запорожское казачество, явившееся предметом изображения Гоголя, образовалось в результате оседания в низовьях Днепра беглых  крестьян, спасавшихся от непосильного гнета помещиков. Таким путем  образовалась Запорожская Сечь, которая вскоре явилась грозной силой, наводившей страх и на крымских татар, и на турок, и на панскую Польшу. Польша, враждовавшая с Турцией, некоторое время использовала Сечь, как барьер, ограждавший ее от внезапных ударов противника, а потому заигрывала с сечевиками, которые сильно беспокоили турок и татар постоянными набегами. Она до поры до времени не решалась посягать на казацкую вольницу.
Эта ситуация и нашла отражение в исторической повести Гоголя «Тарас Бульба», которую однако нельзя рассматривать как произведение, воссоздающее конкретные исторические события и исторических героев. Эпизоды и герои, изображаемые в повести, вымышленные.
Над повестью «Тарас Бульба» Гоголь работал около 10 лет. Первая  редакция повести, вошедшая в сборник «Миргород» 1835 г., вскоре не  удовлетворила писателя и он настойчиво принялся за переработку ее. Только в 1842 году окончательно была закончена работа над этим  замечательным произведением. Редакция 1842 года значительно отличавшегося от «миргородской» как по стилю, так и в идейном смысле, не говоря уже о том, что текст повести был почти вдвое расширен. Следует отметить, что работа над второй редакцией «Тараса Бульбы» совпала по времени с работой над «Мертвыми душами». Оба произведения были любимыми детищами писателя. В них он вкладывал всю свою душу – и горькие раздумья о современной ему «гнусной  действительности,  получившие замечательное воплощение в беспощадном разоблачении правящего сословия России – дворянства  в «Мертвых душах», и думы о прекрасных национально-героических чертах русского народа,  нашедшие выражение в утверждающем  пафосе героической эпопеи «Тарас Бульба». В.Г. Белинский оценил повесть «Тарас Бульба», как величайшую  эпопею героической борьбы народа за свою свободу и национальную независимость. Интерес к истории Украины у Гоголя проявляется значительно раньше начапа работы над «Тарасом Бульбой» и не ослабевает на протяжении всего его творчества.  В «Тарасе Бульбе» Гоголь задался целью изобразить один из интереснейших драматических моментов истории Украины – борьбу украинского народа против посягательств на его свободу со стороны шляхетской Польши на рубеже XVI и XVII столетий.


Работе Гоголя над «Тарасом Бульбой» предшествовало тщательное, глубокое изучение исторических источников. Среди них следует назвать «Описание Украины» Боплана, «Историю о казаках запорожских» Мышецкого, рукописные списки украинских летописей — Самовидца, Величко, Грабянки и т. д.

Но эти источники не удовлетворяли вполне Гоголя. В них многого ему не хватало: прежде всего характерных бытовых деталей, живых примет времени, истинного понимания минувшей эпохи. Специальные исторические исследования и летописи казались писателю слишком сухими, вялыми и в сущности мало помогающими художнику постигнуть дух народной жизни, характеры, психологию людей. В 1834 году в письме к И. Срезневскому он остроумно заметил, что эти летописи, создававшиеся не по горячему следу событий, а «тогда, когда память уступила место забвению» , напоминают ему «хозяина, прибившего замок к своей конюшне, когда лошади уже были украдены» (X, 299).

Среди источников, которые помогли Гоголю в работе над «Тарасом Бульбой» , был еще один, важнейший: народные украинские песни, особенно исторические песни и думы.

Гоголь считал украинскую народную песню драгоценным кладезем для историка и поэта, желающих «выпытать дух минувшего века» и постигнуть «историю народа» . Из летописных и научных источников Гоголь черпал исторические сведения, необходимые ему фактические подробности, касающиеся конкретных событий Думы и песни же давали ему нечто гораздо более существенное. Они помогали писателю понять душу народа, его национальный характер, живые приметы его быта. Он извлекает из фольклорной песни сюжетные мотивы, порой даже целые эпизоды. Например, драматическая повесть о Мосии Шиле, попавшем в плен к туркам и затем обманувшем их и вызволившем из вражеского плена всех своих товарищей, навеяна Гоголю известной украинской думой о Самойле Кишке. Да и образ Андрия создан под несомненным влиянием украинских дум об отступнике Тетеренке и изменнике Савве Чалом.

Гоголь многое берет в народной поэзии, но берет как писатель, чуткий и восприимчивый к ее художественному строю, со своим отношением к действительности, к материалу. Поэтика народной песни оказала огромное влияние на всю художественно-изобразительную систему «Тараса Бульбы» , на язык повести.
Яркий живописный эпитет, красочное сравнение, характерный ритмический повтор — все эти приемы усиливали пасенное звучание стиля повести. «Не достойна ли я вечных жалоб? Не несчастна ли мать, родившая меня на свет? Не горькая ли доля пришлась на часть мне? Не лютый ли ты палач мой, моя свирепая судьба? » (II, 105). Или: «Кудри, кудри он видел, длинные, длинные кудри, и подобную речному лебедю грудь, и снежную шею, и плечи, и все, что создано для безумных поцелуев» (II, 143). Необыкновенно эмоциональная, лирическая окраска фразы, равно как и все другие ее художественные приметы, создает ощущение органической близости манеры гоголевского повествования к стилю народной песни.
«Тарас Бульба» имеет .большую и сложную творческую историю. Он был впервые напечатан в 1835 году в сборнике «Миргород» . В 1842 году во втором томе своих «Сочинений» Гоголь поместил «Тараса Бульбу» в новой, коренным образом переделанной редакции. Работа над этим произведением продолжалась с перерывами девять лет: с 1833 года до 1842-го. Между первой и второй редакциями «Тараса Бульбы» был написан ряд промежуточных редакций некоторых глав.

Анализ стихотворения Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…»

Лирика Михаила Лермонтова раннего и позднего периода творчества существенно отличается, Если в юности поэт писал восторженные стихи, восхваляя красоту родных полей, лугов, лесов и рек, то в последние годы жизни к этой теме автор обращался достаточно редко. Лермонтова больше занимали общественные и политические вопросы, за что он был признан смутьяном и сыскал славу поэта, который своими произведениями вредит царскому режиму.
В 1837 году Лермонтов был арестован и несколько недель провел в петербургской тюрьме, пока шло разбирательство по поводу его стихотворения «Смерть поэта», посвященного гибели Пушкина. Резкий тон, который позволил себе Лермонтов в отношении высшего света, фактически погубившего Пушкина, вызвал неудовольствие многих чиновников. В итоге до выяснения степени революционности стихотворения «Смерть поэта» было принято решение заключить Лермонтова под стражу. Именно в тюрьме, не имея чернил и бумаги, поэт написал одно из последних своих лирических стихотворений под названием «Когда волнуется желтеющая нива…». По воспоминаниям очевидцев, в качестве пера поэт использовал обугленные спички, а бумагой служила обертка от еды, которую ежедневно приносил ему в тюрьму старый слуга. Почему же автор в довольно сложный период своей жизни решил обратиться именно к теме природы?
Следует отметить, что в свои 24 года Михаил Лермонтов слыл скептиком и реалистом, который прекрасно понимал, что прежние устои общества полностью себя изжили. Однако поэт осознавал также и тот факт, что само общество еще не готово к переменам. Примером тому являлось восстание декабристов, которое было жестоко подавлено из-за того, что народ не поддержал горстку дворян, выступивших за отмену крепостного права и свержение самодержавия. Поэтому Лермонтов прекрасно понимал, что при его жизни в России вряд ли что-то изменится, и ситуация будет лишь ухудшаться, углубляя пропасть между сословиями. Именно поэтому, чувствуя свое бессилие и невозможность хоть что-нибудь изменить, поэт в последние годы жизни очень часто пребывал в скверном расположении духа. Он знал, что своими стихами не сможет вдохновить светлые умы отечества на повторение подвига декабристов, но и мириться с окружающей действительностью был не в состоянии.
Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…», на первый взгляд, посвящено красотам родного края, который Лермонтов воспевает с присущей ему нежностью и восхищением. Однако последняя строфа этого произведения полностью раскрывает замыслы автора. В ней он признается: когда происходит общение с природой, «тогда смиряется души моей тревога, тогда расходятся морщины на челе». И именно знакомые с детства пейзажи дают Лермонтову силы жить, веря в то, что его творчество не является напрасным и в будущем будет по достоинству оценено потомками.
Примечательно, что стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива» имеет весьма необычную структуру. Оно содержит четыре строфы, которые написаны одним предложением. Такой нетипичный для поэта прием создает ощущение того, что автор писал это произведение на одном дыхании, опасаясь того, что не сможет передать читателям свои мысли и ощущения правильно и максимально точно. Поэтому и не утруждал себя такими пустяками, как разбивка фраз на предложения. Более того, подобная структура стихотворения придает ему особую целостность и мелодичность, которая свойственна многим песням с образным и ярким содержанием. Именно такие произведения очень часто встречаются в русском народном фольклоре, который с детства знал и любил поэт.

«Ангел», анализ стихотворения Лермонтова





Лирическая зарисовка «Ангел», созданная юным поэтом, поражает мелодичностью. Трепетные и почти невесомые строки переносят читателя в просторы космического пейзажа, волнительные переливы звуков подчеркивают божественную природу слова, исполненного гармонией между миром и человеком.

Лермонтову шел всего лишь семнадцатый год, когда из- под его пера вышло это удивительное произведение, в котором нет юношеского бунтарства, так свойственного лирике поэта, но в каждом слове — путь к смирению, покою и согласию.

Считается, что стихотворение было навеяно воспоминаниями о рано ушедшей из жизни матери. Будучи совсем маленьким, Лермонтов слышал от Марии Михайловны колыбельную. «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал»,- писал он. Смутные, далекие воспоминания о материнской нежности вызвали у мальчика ассоциации с ангелом.

В основе лирического сюжета лежит представление о том, что где-то в горнем, небесном пространстве, существуют души людей, которые на мгновение переносятся ангелами на землю, а потом божественные создания вновь призывают их на небеса. Это мгновение — жизнь человека.

Всего шестнадцать строк развернуты Лермонтовым до масштаба макрокосма. «Звуки небес», «тихая песня ангела» создается с помощью аллитерации (в произведении 25 раз повторяется звук Л) и ассонанса (звуки А, Э, И). А мир земной, отличающийся от «непритворности» райских садов, входит в стихотворение раздражающим звуком Р.

Антитеза между небом и землей — это поиск лирическим героем нравственно — эстетического идеала, согласия с самим собой, не принимающим ложь земного бытия.

Религиозная лексика приобретает в лермонтовском произведении эмоционально-возвышенную окраску, именно она есть смысловой пласт стихотворения. Все, связанное с моментом рождения души, мыслится поэтом как чудо бытия. Ведь «душа младая» — центральный образ произведения, рождается, чтобы сохранить в себе частичку «звуков небес», дарующую силу среди мира «печали и слез».

В стихотворении «Ангел» удивительно вычерченный синтаксис, позволяющий спрягать гармонией экспрессию, придавая ей через лаконичность отточенных фраз завершенность и совершенство.

С помощью инверсии на первый план выходят прилагательные ( «душу младую», «желанием чудным»), тем самым признак становится существеннее предмета.

Трехстопный амфибрахий показывает эпичность и, в то же время, глубокую камерность произведения.

Чудо словесной графики, пронизанной музыкальностью каждого элемента текста, являет собой стихотворение юного Лермонтова.


Анализ стихотворения «Молитва» М.Ю. Лермонтова 

 История создания. Стихотворение Лермонтова, написанное уже в конце творческого пути в 1839 году, названо «Молитва». В его поэзии есть и другие стихотворения с тем же названием: в ранней лирике это стихотворение «Не обвиняй меня Всесильный...», созданное в 1829 году, оно при жизни поэта не печаталось, и «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...», которое было написано в 1837 году, то есть немногим ранее рассматриваемого. Оба стихотворения, опубликованные соответственно в 1839 и 1840 гг., вошли затем в сборник «Стихотворения М. Лермонтова», который вышел в 1840 г.

Жанр и композиция. Обычно молитвой называют проникновенное обращение верующего человека к Богу верующего человека. Это веками освященная традиция христианства. Молитвы, которые читают верующие люди в церкви и дома, создавали в древности христианские подвижники, признанные потом святыми людьми, отцами церкви. Конечно, каждый верующий человек может обратиться с молитвой к Богу, найдя в своем сердце, в своей душе нужные слова — такие слова не произносятся перед другими людьми, а тем более не появляются в печати. Но в литературе все же есть примеры того, как молитва становится определением особого жанра стихотворения, сохраняющего основные черты православной молитвы. Обычно такие стихотворения принадлежат перу глубоко верующих поэтов, таких, как И.С. Никитин, А.К. Толстой, К. Р. (Константин Романов).

Обращение Лермонтова к такому жанру на первый взгляд кажется странным. Ведь с именем Лермонтова тесно связан демонический мотив в поэзии, над поэмой «Демон» он работал почти всю свою жизнь: начата она была в 1829 году, а последний вариант закончен лишь в 1839 году — и это восьмая редакция! В лермонтовской лирике много стихов, посвященных демону и связанных с этим образом. Можно сказать, что поэт всю жизнь прожил под страшным взором этого мрачного духа зла. Русский романтик Лермонтов в этом отношении продолжает традиции западноевропейского романтизма, прежде всего Байрона, для которого богоборческий и демонический мотивы были очень характерны. Но и традиции русской духовной поэзии оказались близки Лермонтову. Недаром его первое стихотворение в жанре молитвы было написано в том же 1$29 году, когда появилось первое стихотворение, рисующее образ демона — «Мой демон». «И гордый демон не отстанет, пока живу я, от меня» — так думал юный поэт. Но прошло время, и в 1839 году Лермонтов с ним «разделался — стихами». Показательно, что в позднем творчестве, к которому относится рассматриваемое произведение, в лирике Лермонтова появились мотивы примирения — с миром, людьми, Богом. Об этом свидетельствует и тот факт, что в это время он дважды обращается к жанру молитвы.

Развитие поэтической мысли стихотворения «Молитва» (1839) организует его композицию как движение от состояния сомнения, печали, грусти (первая строфа) через осознание «силы благодатной» святых слов (вторая строфа) к примирению, очищению и внутреннему' просветлению (третья строфа). Можно сказать, что в композиции стихотворения нашло отражение то внутреннее движение души самого поэта от скепсиса к вере и умиротворению, которое характеризует его жизнь в последние годы.

Основные темы и идеи. За два года до стихотворения «Молитва» («В минуту жизни трудную...») было создано Одно из первых произведений поэта, в котором нашли отражение его новые темы и идеи, — «Когда волнуется желтеющая нива...». В нем мотив примирения выражается в идее смирения перед лицом Всевышнего, звучащей в заключительных строках:

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога 


«Молитва» 1839 года тоже выражает идею отказа от прежних сомнений, скепсиса, приводящих поэта в состояние грусти. Но если в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива...» такое состояние связано с созерцанием умиротворенной природы, то в «Молитве» акцент сделан на «силе благодатной» святого слова. Исходя из этого можно сказать, что в стихотворении «Молитва» тема веры, душевного просветления тесно переплетается с темой слова — для поэта это означает тему творчества: «из пламя и света рожденное слово» — так охарактеризовал его в другом стихотворении Лермонтов. Такая идейно-тематическая связь возникает не случайно. У Лермонтова уже в самых ранних стихах появляются две музы — одна демоническая, которая несет настроения сомнения, скепсиса и приводит к тоске и скуке; другая — муза, помнящая небесные «песни святые», о которых говорится в раннем стихотворении «Ангел». На протяжении многих лет идет напряженная внутренняя борьба этих муз, но ко времени создания «Молитвы» исход этой борьбы становится очевидным.

Теперь демон сомнения отринут: «С души как бремя катится, / Сомненье далеко...» Это не означает, что все в жизни сразу прояснилось: начало стихотворения говорит об особом состоянии, которое было характерно для поэта и нашло отражение во многих его стихах. Это грусть, которая раньше была сродни отчаянию, потому что поэт не верил в возможность существования благодати в мире. И тогда звучали совсем другие звуки, например его «Молитве» 1829 года:

Не обвиняй меня, Всесильный,
И не карай меня, молю,
...................................................
За то, что редко в душу входит
Живых речей твоих струя,
....................................................
За то, что мир земной мне тесен,
К тебе ж проникнуть я боюсь,
И часто звуком грешных песен Я,
Боже, не тебе молюсь.

То действительно были «грешные песни», но поэту было дано сказать и иное слово, обращенное в «Молитве» 1837 года к «теплой заступнице мира холодного». Это слово пока еще не о себе, «не о спасении, не перед битвою, / Не с благодарностью иль покаянием». За свою «душу пустынную» поэт еще страшится произнести слова мольбы, обращенной к Богу, но он просит Богоматерь быть небесной покровительницей «девы невинной». Как это уже похоже на веру русского народа, «за други своя» страдающего и молящегося. И как точно угадано Лермонтовым то, что всегда жило в душе русского народа: заступничество в «минуту жизни трудную» надо искать у той, которая понимает все человеческие страдания, — у Божией Матери.

В «Молитве» 1839 года звучит та новая интонация, которая становится теперь характерной чертой поэзии Лермонтова. Это пронзительно-щемящее и вместе с тем умиротворяющее звучание сродни подлинной молитве русского человека. Слова этого удивительного стихотворения, подобно молитве в церкви, льются из самого сердца поэта и звучат, как песнопение:

В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.

Историк Ключевский, написавший статью о творчестве Лермонтова под названием «Грусть», доказывает в ней, что по своей ритмике, общему интонационному рисунку поздняя лирика Лермонтова действительно приближается к народной первооснове. Ее ведущий тон Ключевский называет «грусть-тоска» и видит в Лермонтове основоположника того нового мироощущения, отраженного в поэзии, которое совместило в себе романтические и народно-православные основы.

Эти подлинно национальные духовные основы проявляются и в том, что поэт в своих стихах, как и русский народ, чаще обращается к Богоматери — «теплой заступнице мира холодного». В «Молитве» 1839 года не указано, к кому она обращена, но само ее звучание скорее подходит Богородичной молитве. Но здесь основной смысловой акцент — образ самого «созвучья слов живых», которое выливается в «молитву чудную»:

Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.

«Непонятная» прелесть и сила святого слова — вот то главное, что хочет выразить поэт. Именно поэтому не так важно, к кому обращена молитва и о чем она. Важнее другое — результат, который достигается молитвой, произнесенной из глубины страдающей души:

С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко...

Такую удивительную легкость души, очищенной слезами покаяния, Лермонтов смог наконец постичь в конце своего жизненного пути.

Художественное своеобразие. Даже среди шедевров лермонтовской лирики «Молитва» 1839 года поражает удивительной гармонией и проникновенностью звучания. Все художественные средства подчинены задаче выразить глубину молитвенного чувства человека. Именно потому поэт использует эмоционально-оценочные слова (грусть, сомненье) и эпитеты («в минуту жизни трудную», «одну молитву чудную»), а также эпитеты, связанные с религиозно-философской тематикой («сила благодатная», «святая прелесть»). Этой же цели служит сравнение («с души как бремя скатится, сомненье...») и метафора («И дышит непонятная, святая прелесть в них»). Большую роль в создании замедленной, напевной интонации стихотворения играют повторы («И так легко, легко...), синтаксический параллелизм («И верится, и плачется...»), ассонансы на «у» («В минуту жизни трудную...»; «одну молитву чудную...»).

Значение произведения. В творчестве Лермонтова «Молитва» стала стихотворением, обозначившим новый поворот во внутреннем, душевном и духовном, состоянии поэта. Она стала ответом тем, кто обвинял его в безверии и демонизме. В то же время вместе с такими стихотворениями, как «Родина», «Молитва» показала обращенность позднего творчества Лермонтова к народным истокам. Уже в XX веке, пожалуй, лишь два поэта — А.А. Блок и С.А. Есенин — достигли в своей поэзии столь же точной и необыкновенно выразительной силы грустно-лирической народной интонации, которая характерна для этого лермонтовского стихотворения. С точки зрения жанра оно также получило продолжение в творчестве таких глубоко верующих православных поэтов, как И.С. Никитин, А.К. Толстой, К. Р. (Константин Романов).








   План- конспект урока по литературе
                               «Поэтическое творчество А.С.Пушкина.
                                « Песнь о вещем Олеге».
 Предварительная подготовка к уроку.
Прочитать стихотворение Пушкина, подготовиться к его выразительному чтению, найти и прочитать легенду о вещем Олеге в « Повести временных лет» Нестора, выяснить значения непонятных  устаревших слов.
Один из учеников готовит доклад о реальном князе Олеге, описанном в «Повести» Нестора.
Цель:
- показать исторические и легендарные истоки песни, эпическую традицию и поэтическое мастерство Пушкина.
Задачи:
-формировать кругозор ученика и его мировоззрение, основанное на восприятии традиций отечественной и мировой культуры;
- прививать интерес к слову;
-развивать способность работать с текстом, подключая справочный материал, читать с выражением;
-развивать речь учащихся;
-обогащать словарный запас учащихся
- воспитывать интерес к прошлому страны посредством  чтения и анализа текста художественного произведения.
                                                  Ход урока.
1.Вспомним прочитанное.
Учитель: Сегодня на уроке мы начинаем изучать знаменитое произведение А.С.Пушкина» Песнь о вещем Олеге» Расскажите, чем знаменит в русской истории князь Олег?
Ученик: О князе Олеге мы знаем преимущественно по народным сказаниям, где реальные события переплетаются с выдумкой .Князь жил в 9-10 веках , правил в 879-912 годах, был воеводой новгородского князя Рюрика. В «Повести временных лет» Нестора говорится о его таланте полководца и великой мудрости, за предусмотрительность современники и прозвали его Вещим. В 879 году Рюрик умер и завещал свой престол Олегу. После трёхлетнего правления Олег уехал из Новгорода покорять новые земли. Завоевал Смоленск и Любеч, хитростью взял Киев, коварно убив князей киевских Аскольда и Дира и провозгласив Киев матерью русских городов. Он завоевал многочисленные племена древлян, северян, радимичей и создал Киевскую Русь.
  В907 году Олег собрался идти войной на Царьград. Именно после этого удачного похода он и получил своё прозвище. Огромное войско по морю и по берегу шло к столице Византии. Император Лев Премудрый приказал запереть гавань железными цепями. Разорив предместья , Олег поставил корабли на специально сделанные колёса и таким образом перехитрил императора. Побеждённые византийцы пообещали выплачивать Олегу дань. Олег в честь победы укрепил на воротах Царьграда свой щит и заключил с византийцами мирный договор.
Учитель: Что говорится в легенде о смерти Олега?
Ученик: Говорят, что волхвы предрекли ему смерть от его  любимого коня. Олег приказал увести коня, беречь его, а сам решил больше на него не садиться. Через некоторое время он спросил о своём любимце и узнал, что конь уже три года как умер. Олег обвинил волхвов , что они солгали ему, захотел увидеть кости коня. Но только он тронул ногой его череп, его ужалила в ногу змея. От яда Олег умер. Эта легенда и стала основой « Песни о вещем Олеге» А.С.Пушкина.
2. Работа над новым материалом.
Учитель: Поговорим об эпической традиции в творчестве Пушкина. Запишите в тетрадь:Эпическая поэзия- это длинная повествовательная поэма, рассказывающая о героических деяниях, другое её название- героический эпос.
Через изображение Древней Руси Пушкин стремится к осмыслению истории, её преданий. Обращаясь к балладной лиро- эпической традиции, Пушкин создаёт «Песнь о вещем Олеге». Подумайте, есть ли в «Песни…» фантастика как таковая?
Ученик: Пушкин совсем отказывается в этом произведении от фантастического элемента и этим показывает драматические отношения человека  реальности. Непостижимый ход событий приводит к тому, что предсказание кудесника сбывается: конь, даже спустя три года после смерти , косвенно становится причиной  смерти князя. Это невозможно объяснить, но это так, и судьбу Олега ничто не в силах изменить. Тема противостояния неизбежному отвечала тогда мироощущению автора.
Учитель: В какой момент жизни предстаёт пред нами Олег?
Ученик: В» Песни…», так же как и в балладах, правитель предстаёт перед нами в критический момент: его испытывает судьба. Он перед ней равен всем остальным людям. Как и балладе, здесь есть предзнаменования рока, испытание героя, нагнетающий страх сюжет и неумолимый финал.
Учитель: Прочитайте выразительно « Песнь о вещем Олеге».( Ученик читает.)
Учитель : Многие слова, с которыми мы встречаемся в тексте произведения, передают атмосферу того времени, национальный колорит. Объясните значение слов «тризна»,» чело»,»кудесник»,»волхв»,»жребий»,»бранный»,»отрок».
Ученики: Тризна- часть погребального обряда у древних славян, поминки по умершим, сопровождающиеся пиршеством.
Чело-лоб
Кудесник, волхв- волшебник, предсказатель.
Жребий- так назывался раньше условный значок, вынимаемый наудачу из множества других при каком- нибудь споре; в данном тексте слово служит синонимом слова «судьба».
Бранный- прилагательное от слова «брань»( битва).
Отрок- подросток, юноша или младший княжеский дружинник на Руси.
Учитель: Найдите , где в тексте встречаются эти слова, и прочитайте эти отрывки.( Ученики зачитывают)
3.Подведение итогов.
На уроке мы начали изучать «Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина, приоткрыли завесу поэтического мастерства Пушкина, узнали значение многих устаревших слов, используемых автором
4.Анализ и оценки итогов работы.








 Презентация на тему " Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века"



https://docs.google.com/presentation/d/12DCNoZHUxP042ldauumB5vGwercL1Jz_mjfGWWyOk7k/edit#slide=id.p


Средства выразительности речи в рассказе И.С. Тургенева " Бежин луг"
http://otvet.mail.ru/question/84221789




Мотив тоски и одиночества в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Тучи»
Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве в 1814 г. Он был младшим современником А. С. Пушкина, любил его творчество, учился на его произведениях. Свое детство М. Лермонтов провел в имении бабушки в Тарханах. Мать поэта умерла рано, поэт почти не помнил ее. Отец, по настоянию бабушки, не принимал участия в воспитании сына. И, хотя бабушка стремилась сделать все возможное для единственного внука, поэт всегда тосковал по отсутствию самых родных людей. Много позже он напишет стихотворение, в котором выразит свои чувства: «Печальная судьба отца и сына / Жить розно и в разлуке умереть». Наверное, поэтому все творчество Михаила Юрьевича наполнено тоской по близким людям, которые понимали бы его и любили. Яркими примерами этого могут служить стихотворения «Парус», «Я жить хочу! хочу печали…», «Утес» и многие другие. Одним из самых запоминающихся является стихотворение «Тучи».
Оно было написано М. Ю. Лермонтовым перед второй ссылкой на Кавказ. Однажды поэт уже оказывался в изгнании, а потому он хорошо понимал, что его ждет. Чувства, испытываемые им при расставании с родиной и друзьями, нашли свое выражение в этом стихотворении.
За стихотворение «Смерть поэта», посвященное гибели великого Пушкина, которую он переживал, как смерть самого близкого человека, Лермонтов был отправлен на Кавказ к новому месту службы. На самом деле это была настоящая ссылка. Благодаря хлопотам бабушки и заступничеству самого Бенкендорфа поэт возвращается в Петербург. Здесь он проведет два года и напишет лучшие свои произведения. Однако в скором времени за дуэль с сыном французского посла де Барантом вновь последовало наказание. Друзья поэта понимали, что это лишь повод отправить неугодного поэта из столицы. Поэт тоскует при мысли о скором расставании с друзьями и родиной. Он словно чувствует, что ему уже никогда не придется вернуться назад. В стихотворении автор ведет воображаемый диалог с тучами, плывущими по небу. Он видит себя странником, одиноко бредущим по дорогам своей судьбы:
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же изгнанники
С милого севера в сторону южную.
По свидетельству современников Лермонтова, образ одинокой плывущей по небу тучи был выбран им не случайно. Ведь именно он полностью отвечает настроению поэта. Тучки – это действительно «вечные странники»: гонимые ветром, они мчатся по небу, и нет такой силы, которая могла бы их остановить. Стихотворение написано в тот период творчества, когда поэт стремился преодолеть отчуждение между личностью и окружающим ее миром. В поэзии Михаила Юрьевича Лермонтова остро звучат мотивы одиночества, неприкаянности, отсутствия душевного покоя. Поэт завидует тучкам, которые странствуют по своей воле, а не по «высочайшему повелению».
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
Поэт тоскует, он вынужден покинуть родной край и отправиться «в сторону южную». Поэтому он обращается к тучкам, которые, так же как и он, мчатся «с милого севера»:
Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
В последней строфе стихотворения Лермонтов противопоставляет себя тучкам. Им «чужды… страсти и чужды страдания», они не могут испытать то чувство тоски по родине, которое хорошо знакомо поэту. И хотя теперь поэт, на мой взгляд, воспринимает свое изгнание, свое одиночество еще сильнее, он в то же время гордится им. Только имея пылкое сердце, можно чувствовать тоску, только любя, можно страдать. А тучки – «вечно холодные» и «вечно свободные».
Тема одиночества и тоски у Лермонтова тесно перекликается с темой любви к родине. Если нет этой любви, то не может быть и тоски при расставании. И как самое страшное проклятие звучит последняя фраза стихотворения: «Нет вам изгнания»! Предчувствия поэта сбылись. Он так и не вернулся «на родину милую». В июле 1841 г. в Пятигорске Михаил Юрьевич Лермонтов был убит на дуэли. Бабушка перевезла тело внука в Тарханы, где прошли недолгие счастливые годы детства поэта.






Беседа о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова
Учащиеся работали дома над статьей учебника и формулировали вопросы для одноклассников.
- Какие события в жизни поэта стали предметом глубоких и напряженных размышлений? (Семейная драма – ответ учеников)
Рассказ о двух ссылках поэта (индивидуальное задание)
Примерная информация для ответа.
Первый раз Лермонтов был сослан в 1837 году за стихотворение “Смерть поэта”, посвященное трагической гибели А.С.Пушкина на дуэли. Когда стихотворение дошло до царя, он наложил на нем такую резолюцию: "Приятные стихи, нечего сказать... Я велел старшему медику гвардейского корпуса посетить этого господина и удостовериться, не помешан ли он; а затем мы поступим с ним согласно закону".
Поэт был арестован, а затем переведен в Нижегородский драгунский полк на Кавказ, где шла война с горцами.
В январе 1838 года Лермонтов после года службы на Кавказе возвращается в Петербург.
В феврале 1840 года Лермонтов стрелялся на дуэли с сыном французского посланника Баранта. Барант промахнулся, а Лермонтов выстрелил в воздух. О дуэли узнал царь, и Лермонтова арестовали. Царским решением Лермонтов был переведён в Тенгинский пехотный полк, который тогда воевал с горцами на Кавказе. Начиная с июля 1840 года и кончая глубокой осенью Лермонтов почти непрерывно участвовал в боях.
Беседа о лирике М.Ю. Лермонтова
Творчество любого художника (поэта, писателя) всегда связано с его жизнью, личностью, мироощущением. М. Ю. Лермонтов жил и творил в годы жесточайшей политической реакции, наступившей в России после разгрома восстания декабристов. Потеря матери в раннем возрасте и сама личность поэта сопутствовали обострению в его сознании ощущения трагического несовершенства мира.  На протяжении всей своей короткой, но плодотворной жизни он был одинок.
- Как вы думаете, почему поэт 19 века Д.С.Мережковский назвал Лермонтова “ночным светилом” русской поэзии? Как вы понимаете эту метафору?
- У поэта 20 века А.А.Вознесенского есть такие строки:

Стихи не пишутся - случаются,
Как чувства или же закат.
Душа - слепая соучастница.
Не написал - случилось так.
- Согласны ли вы с тем, что стихи “случаются”?
- Случались ли у вас стихи?
- В какие моменты жизни вам хотелось выразить чувства в стихах?
- Расскажите, как “случилось” у М.Ю.Лермонтова стихотворение “Тучи”?
(Ученики рассказывают об истории создания стихотворения “Тучи” по материалам статьи учебника)
В центре лирического произведения (целесообразно вспомнить роды литературы) лирический герой. Именно его мысли, чувства и переживания звучат в стихотворении. Лирический герой Лермонтова - это гордая одинокая личность, противопоставленная миру и обществу.
    Одиночество - центральная тема его поэзии. Лирический герой не находит себе пристанища ни в светском обществе, ни в любви и дружбе, ни в Отчизне. Прочитаем его стихотворения и попробуем проникнуться настроением лирического героя.

Учитель читает стихотворение “Тучи” (или прослушивание аудиозаписи)
Анализ стихотворения “Тучи”
- Рассмотрим поэтические образы стихотворения. Обратимся к названию.
- Какие слова ассоциации у вас возникают, когда вы слышите это слово? (дождь, темно, пасмурно, грустно, тоскливо)
- Подберите определения к слову “тучи” (темные, свинцовые, тяжелые, серые, унылые)
- Какое настроение возникает у читателя?
- О чем это стихотворение?
- Прочитаем начало стихотворения:
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
- Подберите прилагательные к слову “тучки” (легкие, воздушные, быстрые, светлые, пушистые, веселые...)
- Какие слова-ассоциации можно подобрать к этому слову? (небо, лето, солнце, радуга...)
- Это обращение создает совершенно другое настроение. Какое? (беззаботное, легкое, игривое...)
- Но почему-то такого настроения не возникает. Как называет тучки поэт? (вечные странники).
- Кто такой странник? (тот, у кого нет дома, кто бесприютен, одинок)
В стихотворении слово “странники” приобретает особенную пронзительность, потому что усиливается сравнением: “Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники...”; поэт, как и тучки, вынужден расстаться с родной стороной, с “милым севером”.
- Почему поэт должен расстаться с родиной? Какие риторические вопросы объясняют причины изгнания? А какая причина самая горькая? (Друзей клевета ядовитая). Почему? (настоящие друзья не предают) Значит, друзей у него нет, он одинок, гоним.
- Перечитайте третье четверостишие и подумайте, с каким чувством смотрит поэт на убегающие тучи. Он завидует тучкам? Жалеет их? Сочувствует им?
Ответ дается в третьей строфе, где отвергается возникшее вначале сравнение “будто как я же, изгнанники”. Она начинается прямым отрицанием: “Нет...” Их никто не гонит. Тучи свободны от всего, в том числе и от людских страстей и страданий,  они - “вечно холодные” не может им быть изгнания. А человек же, обладающий живой горячей душой, оказывается лишенным свободы и телесной, и душевной.
- Какие художественные средства помогают поэту передать чувство тоски, одиночества?
-Тучки – странники (олицетворение), степью лазурною, цепью жемчужною (метафоры, эпитеты), с милого севера в сторону южную - эпитет (родной город на севере), нивы бесплодные, вечно холодные, вечно свободные (метафорические эпитеты)
В результате беседы учащиеся приходят к выводу:
Мотив одиночества в стихотворении воплощен с помощью приема олицетворения: мысли о человеке, его чувствах скрыты за образами природных явлений.
В судьбе тучек и в судьбе поэта лишь видимое сходство, у них больше различий, чем сходства. У туч нет родины, поэтому нет и изгнания, а поэт живет в человеческом обществе, у него есть родина, и ему жаль расставаться с ней. Мир людей и мир природы несовместимы. Отсюда печальный и светлый тон стихотворения.
Анализ стихотворения “Утес”
Обратимся к еще одному стихотворению М.Ю.Лермонтова, написанному в 1841 году. Это стихотворение высоко ценили критик В.Г. Белинский и писатель М. Горький, его иллюстрировали русские художники, многие композиторы положили его на музыку. Послушайте его в исполнении актера (Прослушивание аудиозаписи)
Беседа.
- О чем это стихотворение? Назовите двух героев (утес и тучка)
- Речь идет о природных явлениях? (нет, о душах и судьбах человеческих)
В стихотворении два образа, которые символизируют непрочность человеческих отношений. Давайте составим лексические цепочки к каждому образу и подберем ассоциации к ним (в результате работы создается таблица)
Тучка
Лексическая цепочка с указанием изобразительных средств
  • Тучка (уменьш. суффикс)
  • Золотая (эпитет)
  • Умчалась (олицетворение)
  • Весело (эпитет)
  • Играя (олицетворение)
  • По лазури (метафора)
Ассоциации
  • Легкая, подвижная, легкомысленная,
  • Молодость, беззаботность,
  • Чистое небо, радость, солнце
  • Утес
Лексическая цепочка с указанием выразительных средств
  • утёс-великан (эпитет)
  • влажный след (эпитет)
  • морщина (олицетв.)
  • старый (эпитет)
  • одиноко (эпитет)
  • задумался (олицетв.)
  • плачет (олицетв.)
Ассоциации
  • тяжёлый,
  • неподвижный
  • несчастный
  • старость, разлука
  • одиночество
  • слезы
- Докажите, что образ тучки в первой строфе привлекателен (это ощущение намеренно создаётся автором с помощью определённых изобразительных средств, главным образом, эпитетов), светлая, "радостная" цветовая гамма: "золотая", "по лазури".
Образ "утра" ассоциативно соотносится с образом солнца: это его лучи "золотят" тучку на фоне яркой "лазури" неба. "Утро" - это ещё и "молодость", "утро жизни" - такая ассоциация поддерживается и сочетанием "весело играя", и стремительным "умчалась".
Вся строфа как бы пронизана этими солнечными лучами, ощущением молодости, радости и лёгкости земного бытия, и ассоциации, ею вызываемые, такие же радостные и "лёгкие".
Образ "утёса-великана пока противостоит лишь уменьшительно-ласковому "тучка" и никаких отрицательных эмоций не вызывает.
Однако вторая строфа, начинающаяся противительным союзом "но", как раз и вводит тот самый - противоположный - эмоциональный полюс, который определяет трагическое звучание стиха. "Утёс-великан", казавшийся нам молодым и счастливым от близости юной "тучки", оказался "старым", с "морщинами", а главное - одиноким! Видимо, ещё более одиноким, чем был до случайной встречи с "тучкой".
Словосочетание "влажный след", вызывающее прямую ассоциацию "тучка - дождь - влага...", в соотнесении с "морщиной" рождает иную, более сложную и печальную ассоциацию: "слеза - старость - одиночество - горе".
- В чем же главный смысл стихотворения? (Одиночество)
Ассоциацию полного, безнадёжного одиночества вызывают слова "и тихонько плачет он в пустыне".
- Почему "тихонько"?
- Да потому, что всё равно никто не услышит. И ещё потому, что настоящее горе - негромко...
- А как мы теперь относимся к "тучке"?
- Всё так же любуемся ею, радуемся её радости, может быть, даже завидуем её абсолютной свободе?
- А какие чувства испытываем к утесу?
- Жалость, сочувствие.
- Пустыня мира и одиночество в ней человека - вот подлинный, философский смысл стихотворения.
Вывод

Сегодня на уроке мы продолжили знакомство с творчеством М.Ю Лермонтова, узнали, какие обстоятельства жизни повлияли на настроение поэта, обусловили его трагическое мироощущение. А самое главное, получили первое представление об анализе стихотворения, вместе проанализировали два стихотворения М.Ю. Лермонтова, научились за стихотворными строками угадывать настроение поэта, его чувства и переживания. Попробуйте дома разобрать хорошо знакомое вам стихотворение “На севере диком” по плану, записанному на доске.


Лермонтов Михаил Юрьевич
Ужасная судьба отца и сына

http://lib.babr.ru/?book=4171

Все творчество М.Ю. Лермонтова наполнено тоской по близким людям. Яркими примерами этого могут служить стихотворения « Парус», « Утес»


Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!
..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном
?..
Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрипит
...
Увы! он счастия не ищет,
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой
...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
 

Утес
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.

За стихотворение «Смерть поэта», посвященное гибели великого Пушкина, которую он переживал, как смерть самого близкого человека,Лермонтов был отправлен на Кавказ к новому месту службы. На самом делеэто была настоящяя ссылка
Смерть поэта
Погиб поэт! — невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой
!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один как прежде
... и убит!
Убит
!.. к чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор,
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Что ж? веселитесь
... — он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.
Его убийца хладнокровно
Навел удар
... спасенья нет:
Пустое сердце бьется ровно,
В руке не дрогнул пистолет.
И что за диво
?.. издалёка,

Подобный сотням беглецов,
На ловлю счастья и чинов
Заброшен к нам по воле рока;
Смеясь, он дерзко презирал
30Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что́ он руку поднимал
!..
           И он убит — и взят могилой,
  Как тот певец, неведомый, но милый,
           Добыча ревности глухой,
      Воспетый им с такою чудной силой,
Сраженный, как и он, безжалостной рукой.
Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
Вступил он в этот свет завистливый и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей?
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
   Он, с юных лет постигнувший людей
?..
И прежний сняв венок — они венец терновый,
Увитый лаврами, надели на него:
          Но иглы тайные сурово
          Язвили славное чело;
Отравлены его последние мгновенья
Коварным шопотом насмешливых невежд,
    И умер он — с напрасной жаждой мщенья,
С досадой тайною обманутых надежд.
          Замолкли звуки чудных песен,
          Не раздаваться им опять:
          Приют певца угрюм и тесен,
          И на устах его печать. —
*         А  вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
60Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
    Таитесь вы под сению закона,
    Пред вами суд и правда — всё молчи
!..
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
                 Есть грозный суд: он ждет;
          Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
          Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
          Поэта праведную кровь! 


Комментариев нет:

Отправить комментарий